ПУБЛИКАЦИИ

Превенция административных проступков с … нарушением ПДД или кто оштрафует полицейских?

Пожалуй, все ученики автошкол и водители слышали популярную задачку-розыгрыш. Ее суть в том, кто проедет первым нерегулируемый перекресток, если со всех четырех сторон к нему с включенными  проблесковыми маячками приближаются автомобили пожарных, милиции, скорой помощи и ГАИ. Поскольку красный проблесковый маячок мог быть только у ГАИ, то и главное преимущество при проезде оставалось за таким автомобилем.

Но ГАИ уже постепенно уходит в прошлое, а в большинстве случаев «люстры» патрульных автомобилей новой полиции уже только синего цвета, да еще и включенные в постоянном режиме. Буквально, всегда. 

Как же проехать нерегулируемый перекресток, если со всех сторон к нему приблизились патрульные автомобили полиции с постоянно включенными синими маячками, а красные есть далеко не у всех из них?

Вопрос можно задать самой службе, руководствуясь положениям ст. 9 и ст. 11 Закона Украины «О национальной полиции», в которых закреплены принципы открытости и сотрудничества с населением. 

Тем более, что вопрос проблесковых маячков даже стал одним из первых, обсуждаемых на пресс-конференции по итогам первой смены дежурства новой полиции в столице Украины.

По словам разработчиков реформы, постоянно включенные проблесковые маячки синего цвета – «это не фейерверк, это не празднество, это не для пиара, это профилактика и превенция правонарушений. Это работает. Визуальное присутствие полиции на улицах минимизирует некоторые преступления. Это, наверное, очень малая цена за безопасность на улицах нашего города, это того стоит. Это, правда, приносит результат».

Эффективно ли это? На первый взгляд, безусловно! Включенную «мигалку» заметно издалека, она повышает видимость спецтранспорта, не дает патрульным лишний раз прятаться, и должна заставлять неукоснительно выполнять Правила дорожного движения (ПДД) всех его участников.

Правда, это может играть на руку и злоумышленникам, т.к. заблаговременно информирует их о местонахождении и (или) интенсивности передвижения патрулей. Однако, вернемся к законности.

Согласно новой провозглашенной доктрине правилом первым полиции является «верховенство права и законность на деле, и сегодня, сейчас». Правилом вторым является «профессионализм – и не в статистике, ни в цифрах, а в качестве работы и в оценке ее населением».

Попробуем проанализировать – помимо субъективного дискомфорта, насколько постоянно включенные маячки соответствуют ПДД, то есть, всегда ли их работа отвечает требованиям законности.

Тем более, что в соответствии со ст. 8 Закона Украины «О национальной полиции»:

  1. Полиция действует исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
  2. Полицейскому запрещено выполнять преступные или явно незаконные распоряжения и приказы.
  3. Приказы, распоряжения и поручения высших органов, руководителей, должностных и служебных лиц, политическая, экономическая или другая целесообразность не могут быть основанием для нарушения полицейским Конституции и законов Украины.

Поскольку деятельность новой полиции в г. Киеве определенное время подпадала под действие  Закона Украины «О милиции», соответственно  на протяжении июля 2015 г. органы полиции должны были строго соблюдать требование п. 6.26 Инструкции по вопросам деятельности подразделений ДПС ГАИ МВД (приказ МВД Украины от 27.03.2009 г. №111), согласно которому работник соответствующего подразделения обязан во время управления патрульным автомобилем (автобусом, мотоциклом) быть примером для других участников дорожного движения в части соблюдения ПДД».

Итак, п. 3.1 ПДД гласит, что водители оперативных транспортных средств, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований следующих разделов: 8 (кроме сигналов регулировщика), 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18, 26, 27 и пункта 28.1 данных Правил при условии включения проблескового маячка синего или красного цвета и специального звукового сигнала и обеспечения безопасности дорожного движения. При отсутствии необходимости дополнительного привлечения внимания участников дорожного движения специальный звуковой сигнал может быть выключен.

Как видим, данная норма предусматривает использование проблесковых маячков только (!) при выполнении неотложного служебного задания. Она вообще не предполагает включения маячков в постоянном режиме, что может уже говорить о нарушении ПДД любым полицейским-водителем.

При этом, п. 3.5 ПДД предполагает снижение остальными водителями скорости до 40 км/ч при подъезде к неподвижному патрульному автомобилю с включенным проблесковым маячком синего цвета. Сделано это как раз на случай оформления ДТП – для заблаговременного привлечения внимания других участников движения к опасности на дороге. Предусматривает также обязательное(!) наличие регулировщика непосредственно возле автомобиля, а не вдалеке от него.

Маячки включены постоянно, не только во время движения, но и на стоящих закрытых патрульных автомобилях при полном отсутствии поблизости самих полицейских; часто они просто без видимой причины запаркованы с включенными синими маячками возле зданий столичных управлений милиции на проезжей части с оживленным движением (Проспект Победы, улица Московская).

Необходимо понимать, что такое нововведение прямо противоречит существующим ПДД но, несмотря на это, уже активно применяется службами полиции скорой помощи, и может провоцировать безосновательно включение в постоянном режиме синих маячков и другими службами – пожарными, инкассаторскими, военной автоинспекции, аварийными «Киевэнерго» или «Киевгаза» и т.п.

Есть еще одна проблема, для обозначения которой необходимо привести текст действующего п. 3.5 ПДД в действующей сейчас и предыдущей редакциях:

 

П. 3.5 ПДД в редакции 18.06.2011 г.

П. 3.5 ПДД в действующей редакции

«Приближаясь к неподвижному транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом (или без включенного специального звукового сигнала), стоящего на обочине (около проезжей части) или на проезжей части, водитель должен остановиться. Продолжать движение можно лишь с разрешения регулировщика, а при его отсутствии  — другого лица, которое регулирует движение".

«Приближаясь к неподвижному транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (или без включенного специального звукового сигнала), стоящего на обочине (около проезжей части) или на проезжей части, водитель должен снизить скорость до 40 км/ч и в случае подачи регулировщиком соответствующего сигнала остановиться. Продолжать движение можно лишь с разрешения регулировщика.

 

 

 

 

 

Из него можем сделать вывод, что из п. 3.5 ПДД совокупность включенных синего и красного маячков на стоящем автомобиле была удалена еще в 2011 году, соответственно, на стоящей «патрульке» обязывать останавливаться других водителей формально они уже не могут.

При этом, об обратном свидетельствует норма подпункта «б» п. 8.9 ПДД: «Требование об остановке транспортного средства подается работником милиции при помощи включенного проблескового маячка синего и красного или только красного цвета и (или) специального звукового сигнала». Но в контексте измененного ранее п. 3.5 ПДД, возможно даже толкование, при котором без звукового сигнала красный и синий маячки не обязывают водителя остановиться.

В таком случае, остается вопрос – что же означают сейчас включенные красный и синий маячки без включения звукового сигнала, поскольку продолжают активно применяться патрульной полицией, например, на месте оформления ДТП. На основании какой нормы водители при этом зачастую массово продолжают движение?

Очевидно, что такой нормы не существует. А потому логично предположить, что правильнее было бы либо вообще прекратить использовать такое неоднозначное сочетание маячков, либо же внести взвешенные и обоснованные изменения в ПДД.

Последствия постоянно включенных в движении и беззвучном режиме маячков могут оказываться роковыми – как для водителей, так и для пешеходов. Ведь самым страшным в плане возможных последствий постоянно включенных спецсигналов является не столько ослепление маячками в темноте, не только неудобство проезда водителей мимо брошенных мигающих спецмашин, и даже не вопрос как понять, что водителя хотят остановить, а не просто проехать мимо него.

Дело в том, что согласно п. 3.2 ПДД в случае приближения транспортного средства с включенным синим проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом водители других транспортных средств, которые могут создавать ему препятствие для движения, обязаны уступить ему дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанного транспортного средства (и сопровождаемых им транспортных средств).

Повсеместно на киевских перекрестках продолжаем видеть стоящие патрульные авто полиции с включенными синими маячками, которые имеют такое преимущество, но в большинстве случаев, им не пользуются.

Такое невыполнение требований ПДД и неразбериха со световыми спецсигналами существенно дезориентирует других водителей, поскольку они могут по этой причине становиться участником аварийных ситуаций. Впоследствии - они просто перестают воспринимать всерьез специальные сигналы синего цвета – как на патрульных авто полиции, так и на каретах «скорой помощи». Потенциально – это риск участия в дорожно-транспортном происшествии.

В случае же, когда включение специального светового сигнала будет вызвано, действительно, неотложной служебной необходимостью – реакция «переученных» таким образом водителей может быть самой непредсказуемой. И последние сводки с дорог с участием в дорожно-транспортных происшествиях патрульных авто, к сожалению, это только подтверждают. Действия любого водителя  оперативного автомобиля из разряда «я включил мигалку» должны быть всегда подкреплены законными основаниями и строго соответствовать ПДД.

Наконец, такие действия в виде нарушения правил использования специальных световых устройств могут содержать и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 122-5 КоАП, за которое определен штраф в размере 8500 грн. с конфискацией самих устройств.

Но кто оштрафует виновника? Вопрос риторический.

Представляется, что во избежание еще более тяжких последствий по окончанию отпускного сезона в столице и других городах страны, пора упорядочить бесконтрольную путаницу с проблесковыми маячками и звуковыми специальными сигналами всех без исключения оперативных транспортных средств.

Только так можно будет добиться значимых результатов в сфере безопасности дорожного движения.

А пока – превенция, но с большим знаком вопроса.

 

Автор - Антон Кравченко, адвокат, партнер адвокатской фирмы "ОКП"

Фото автора

18.08.2015