ПУБЛИКАЦИИ

Новая полиция и ПДД. Как будут штрафовать водителей в Украине

На прошлой неделе вступили в силу два закона, фиксирующих революционные изменения во взаимоотношениях правоохранительных органов с населением. Так, четвертого августа, президент Украины Петр Порошенкоподписал закон о национальной полиции, а шестого августа - закон легализирующий видео- и фотофиксацию нарушений ПДД, а также бальную систему начисления штрафов. 

Опубликованные законопроекты существенно отличаются от первоночально внесенных на рассмотрение Верховной Рады и несут в себе много неприятных или, по крайней мере, спорных сюрпризов для граждан. О последствиях новых законов для водителей и автовладельцев - в статье адвоката Антона Кравченко. 

Полиция вместо ГАИ и ППС. Когда и где это заработает

Закон О национальной полиции вступил в силу 6 августа 2015 года (со дня его опубликования) для патрульной полиции в Киеве, и 20 августа 2015 года - в Одессе и Львове (это предполагается). При этом Закон О милиции полностью утратит силу на территории страны только 6 ноября 2015 года.

Таким образом, на территории трех городов Украины, начиная с разных чисел августа 2015 г. действует новая патрульная служба (на основании нового Закона), но, в то же время, по всей стране три месяца продолжает действовать Закон О милиции относительно других подразделений органов внутренних дел.

Необходимо: активно информировать население о том, что временно по длительному маршруту следования водителей могут останавливать разные службы с отличающимися полномочиями; сделать публичной информацию о фактических расходах на создание и содержание новой службы с инфраструктурой фотофиксации, а также регулярно информировать о работе внутренней службы мониторинга полиции.

Автофиксация и система баллов

Необходимо: 

Как обжаловать штраф  

Обжаловать постановление о нарушении на дороге (в том числе - по результатам автоматической фиксации) можно будет в течение 10 дней с момента вручения постановления. Таким образом, постановления вступают в силу не через 10 дней после их вынесения, а только после его вручения лицу, или получения почтового уведомления о вручении, либо об отказе в его получении.   Читайте также: Закон о полиции: что позволено новым украинским копам   Постановление о лишении водителя права управления транспортным средством вступает в силу не с момента его вынесения (как предлагалось изначально), а со следующего дня после окончания срока на его обжалование, а в случае такого обжалования - со дня вступления в законную силу решения по результатам такого обжалования.  

Необходимо: уточнить, по какой процедуре будет проходить восстановление права управления транспортным средством, поскольку существующая процедура (в виду пересдачи экзамена после изъятия удостоверения из ст. 321 КУоАП) удалена.    

Как оплатить штраф  

Только для штрафов в результате автофиксации: в случае уплаты 50% размера штрафа в течение пяти банковских дней со дня вручения постановления, такое постановление считается выполненным.   Для всех штрафов (в сфере безопасности дорожного движения): в случае неуплаты штрафа в течение 30 дней со дня вручения постановления взимается пеня в двойном размере штрафа. В случае неуплаты штрафа и пени в течение тридцати дней со дня возникновения оснований для ее взыскания, постановление о наложении  взыскания за правонарушения подлежит принудительному исполнению (а не лишению права управления, как предлагалось ранее). Принудительное взыскание штрафа не освобождает от уплаты пени.

Возможна безналичная оплата, через терминал на месте совершения нарушения.

В случае обжалования штрафа, исчисление сроков вступления в силу постановления о правонарушении приостанавливается до рассмотрения жалоб.

Поверхностная проверка. Копам можно все

В качестве дополнительного превентивного полицейского мероприятия вводится новое понятие "поверхностной проверки" (ст. 31 и 34 Закона О национальной полиции), которое действует наряду с ранее существующим "осмотром". Это может непосредственно затронуть всех водителей и пассажиров, хотя ранее ни в ПДД ни в Законе О милиции таких действий предусмотрено не было.

При этом, нормативное определение понятия "осмотр" отсутствует, а термин "поверхностной проверки" определен как "осуществление визуального осмотра лица, проведением по поверхности одежды лица рукой, специальным прибором или средством, визуальным осмотром вещи или транспортного средства".

Полицейский может провести поверхностную проверку в следующих случаях:

Однако, ни одного четкого критерия "достаточности оснований" для осуществления полицейским поверхностной проверки Закон не установил. Это, по сути, оставляет без изменения ситуацию на дорогах, когда ГАИ уполномочена останавливать любой автомобиль в рамках проведения "отработки". При этом новый закон формально сократил количество причин для остановки транспортного средства, теперь их девять.

В тоже время, вышеуказанный п. 3 ч. 1 ст. 35 Закона по аналогии с пресловутой "отработкой" фактически позволяет полицейскому безнаказанно остановить практически любой автомобиль под видом проверки "существующей информации" на причастность к правонарушению.

При этом, при проведении поверхностной проверки полицейский вправе требовать открыть крышку багажника и / или двери салона (для визуального осмотра). Также водитель (или пассажир) должны самостоятельно показать полицейскому содержание личных вещей или транспортного средства.

Полицейский обязан (при обращении) назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить (по  требованию) служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информацией, не выпуская его из рук. В то же время полицейский может потребовать предъявления документов в установленных случаях (с приведением в данной норме исключительного перечня таких случаев).

Необходимо: ввести Законом персональную ответственность за незаконные и необоснованные остановки автомобилей (лиц), разрешив водителю (иным лицам) требовать от полицейского письменный документ установленной формы, подтверждающий факт остановки и ее длительность.

А судьи кто? 

Обработку результатов автофиксации вновь предполагается проводить в ручном режиме сотрудником полиции - как минимум, на этапах установления собственника автомобиля и вынесения постановления. Однако, любое участие человека в таком оформлении ставит под вопрос "автоматичность" всего процесса, добавляя пресловутый человеческий фактор. К сожалению, обсуждаемые новшества вообще не допускают использования полностью автоматизированных систем - от момента съемки авто, его идентификации, до момента распечатки и даже организации отправки административных материалов адресату.

Такие дела будут рассматриваться по месту обработки и учета указанных правонарушений.

Необходимо: упразднить участие сотрудников новой службы в алгоритме "нарушение-оформление-санкция", для того, чтобы фотофиксация, действительно, могла считаться полностью автоматической.

Проблесковые маячки и закон 

Наряду с каретами скорой помощи, автомобилями ГАИ, патрульные полицейские тоже продолжают традицию постоянно включенных синих проблесковых маячков.

Однако,  ПДД (п. 3.1) не предусматривают постоянного включения синего маячка, поскольку он не просто режет глаз, но и обязывает всех остальных участников движения уступать дорогу. А если такой спецавтомобиль стоит - остальные участники движения обязаны снижать скорость до 40 км/ч и руководствоваться сигналами регулировщика (при его наличии).

В большинстве случаев несложно увидеть постоянно включенные синие маячки на спецавто, запаркованных в самых непредсказуемых местах (в т.ч. на проезжей части и/или) возле зданий РОВД), часто без чьего-либо присутствия поблизости. Еще чаще - стоящие в "общей очереди" спецавто с маячками на красном сигнале светофора или при проезде перекрестков, пешеходных переходов, или при начале движения на многополосной дороге, а также при маневрировании.

Во всех этих случаях патрульные машины имеют преимущество в движении, но без включения звукового сигнала такие автомобили с гибридными двигателями практически не слышны, а значит - малозаметны, а сами маячки в беззвучном режиме тоже не всегда видимы. В то же время, они обязывают остальных участников движения активно реагировать на такой спецсигнал, а пешеходов - воздерживаться от перехода проезжей части.

Необходимо: С учетом высокой аварийности патрульных авто внести соответствующие изменения в п.п. 3.1, 3.5 ПДД, который предусматривает включение проблесковых маячков только во время выполнения неотложного служебного задания, а не в постоянном режиме, в т.ч. - во время стоянки; либо внутренним Приказом отрегулировать постоянное включение в приемлемом и понятном для всех участников движения режиме.

Регулировщики без жезла

Судя по всему, жезл патрульным запретили использовать как символ незаконных остановок, канувший в Лету. Однако, их темная форма без светоотражающих вставок слабо компенсируется прилагающимся к ней светоотражающим жилетом.

Во-первых, патрульные не носят жилет постоянно (как сотрудники ГАИ), хотя пребывают на дороге значительную часть времени.

Во-вторых, даже при наличии жилета патрульного поверх темной формы без жезла хорошо видно со стороны груди и спины, но практически не видно со стороны обоих боков.

В-третьих, даже со стороны груди и спины жилет патрульного регулировщика может закрываться проезжающими автомобилями, а светоотражающие вставки на брюках, рукавах и головном уборе отсутствуют.

Наконец, в темное время суток жест регулировщика рукой без светящегося жезла вряд ли кто-то сможет заметить своевременно.

Говорить о том, что оставаться незаметным на дороге опасно для самих сотрудников - следует уже сейчас, не дожидаясь возможных плачевных последствий с наступлением осенних сумерек с осадками. 

Необходимо: ввести обязательные светоотражающие элементы (возможно, съемные) для формы всех патрулей; возможно, разрешить использование светящихся в темноте жезлов автопатрулям исключительно для целей регулирования движения.

Нарушитель не нужен

Теперь дела о правонарушениях, зафиксированных в автоматическом режиме, рассматриваются без обязательного присутствия лица, которое привлекается к ответственности - по месту обработки и учета таких правонарушений. Постановления о штрафе собственнику транспортного средства направляется в течение трех дней со дня вынесения (заказным письмом с уведомлением на адрес места регистрации (проживания) физического лица или местонахождения юрлица).

Необходимо: во избежание недоразумений, четко оговорить, каким остается статус постановления, если адрес оказался неверным, либо получить постановление собственник не смог из-за своего физического отсутствия (неявки на почту).

Другое важное

Автор - Антон Кравченко, адвокат, партнер адвокатской фирмы "ОКП"